Previous Entry Поделиться Next Entry
Как мы ездили на место будущей "дачи Путина" на мысе Идокопас, когда она была еще только в проекте
a_rudomakha

Описываемая здесь поездка в Молоканову щель и на мыс Идокопас произошла давно – пять с половиной лет назад, в июле 2005 года. И раз я не написал это сразу, то если бы не определенные обстоятельства, скорее всего, я бы не написал это никогда. Однако нечто случилось. Предприниматель Сергей Колесников опубликовал в Интернете 21 декабря 2010 года свое письмо к Президенту России, вскрывшее доселе неизвестные вопиющие факты и породившее все более разрастающийся скандал вокруг так называемой "дачи Путина" на побережье Черного моря в Геленджике. "Дачи", которая строилась по инициативе Управления делами Президента, но вдруг в один прекрасный миг официально оказалась частной собственностью друга Владимира Путина Николай Шамалова. После этого на сайте Ruleaks.Net появились фотографии этой "дачи" и ее внутреннего убранства. Как оказалось, на Идокопасе построена не просто резиденция, а настоящий царский дворец, под стать фасаду - внутренние покои этого дворца, отличающиеся поистине царской роскошью. А затем на Идокопас поехали мои товарищи по Экологической Вахте Северного Кавказа. Они увидели и сумели зафиксировать на фото и видео, что да, на Идокопасе построен тот самый дворец, что и на фотографиях, опубликованных Ruleaks.Net. За это их задержали и ограбили охранники и сотрудники ФСО, которые непонятно что делали в частном владении рядового гражданина Николая Шамалова. И на фоне всего этого Управляющий делами Президента России Владимир Кожин публично врет Агентству "Интерфакс" о якобы непричастности Управделами и Владимира Путина к строительству этой резиденции,

И я решил облечь воспоминания об этой поездке в текст, сопроводив его фотографиями. История с этой "дачей" и тем, как на личные нужды одного человека растаскивались огромные государственные средства, были изобретены и задействованы хитроумные коррупционные схемы, уничтожалась уникальная природа – одна из самых позорных страниц новейшей российской истории. И чем больше свидетельств и деталей будет на этой странице, тем больше у нашей страны и ее народа шансов не вляпываться в дальнейшем в подобное дерьмо (прошу прощения). И еще мне хочется, чтобы с помощью фотографий природы мыса Идокопас вы лучше почувствовали, какой красивейший уголок нашей Родины мы потеряли.

Мыс Идокопас
Молоканова Щель пять с половиной лет назад

В июне 2005г. я узнал от одного сочувствующего нам государственного чиновника, что на территории Геленджика в районе села Прасковеевка планируется строительство некого объекта, за которым стоит Управление делами Президента России, и что уже начат процесс проектирования и согласования строительства к этому объекту автомобильной дороги. Я написал в этой связи несколько официальных запросов от имени Экологической Вахты по Северному Кавказу и решил, что нужно туда съездить посмотреть на все своими глазами.

Такая возможность представилась в начале июля. На юг приехали отдохнуть с детьми наши друзья - активисты родственной общественной организации "Кольский центр охраны природы" Костя Кобяков и Ира Зайцева на вездеходном микроавтобусе Делика. Я с ними и Володей Логиновым – активистом Экологической Вахты из Курганинска поехали сначала в долину реки Жене, а после – на Идокопас. Поездка имела двойное назначение – отдых и проведение общественных экологических инспекций. Это обычный стиль поездок активистов ЭкоВахты на природу. В верховьях реки Жене, а также рядом с ними в верховья реки Абин мы в ходе этой поездки выявили крупномасштабные незаконные рубки леса, по фактам которых после моих писем в правоохранительные органы были возбуждены уголовные дела. В Молоканову щель и на Идокопас мы также поехали отдохнуть и параллельно провести общественную инспекцию.

Молоканова Щель расположена между долиной реки Джанхот и Криницей. По ней протекает речка Азмашах. С севера - это следующее ущелье за долиной реки Джанхот. В долине реки Джанхот (не путать с хутором Джанхот, который находится на реке Хотецай) расположен ближайший к Молокановой щели населенный пункт – село Прасковеевка. Недалеко от устья реки Джанхот и в нескольких километрах от Молокановой щели находится знаменитая скала "Парус". Рядом с устьем Азмашаха, к северу от него, там, где Молоканова щель переходит в пляж, скальным обрывом, поросшим сосной пицундской, высится над морем мыс Идокопас. Молоканову щель издревле заселяли люди, о чем свидетельствует большое количество археологических памятников в долине Азмашаха. Название свое она взяла от молокан, которые жили в ней в 19 веке, но затем ее покинули. Место в советские время и после них было очень тихое и спокойное, добраться до него можно было или по берегу, или по очень плохой лесной дороге. В августе 2002 года в Молокановой щели произошли трагические события – по долине Азмашаха прошел сель, в результате чего погибли люди. Это так – небольшой историко-географический экскурс.

Проехав Джанхот, Делика въехала на свежий асфальт совсем недавно заасфальтированной дороги до Прасковеевки, а точнее, до берега Прасковеевской бухты на берегу Черного моря, так как само село находится в пяти километрах от моря. По словам местных жителей, асфальт уложили именно в связи со строительством дачи для Путина. Также как и начали строить в Геленджике международный аэропорт, против которого тогда начинались массовые протесты.

По заасфальтированной дороге мы доехали до поворота, ведущего к Молокановой щели, до моря здесь еще два с половиной километра. Переехав вброд Азмашах, машина начинает взбираться на перевал. На перевале видим первые следы надвигающихся перемен – деляночный столбик, извещающий, что здесь назначены "прочие рубки". Очевидно, под трассу дороги к будущей даче.

Деляночный столб под вырубку для прокладки дороги

Дальше видим колышки разметки трассы. Вскоре доезжаем до участка, где работы на дороге уже начались - совсем недавно здесь работала техника, расширяя дорогу.

Активисты ЭкоВахты на трассе будущей дороги к "даче Путина"

Однако вскоре начинается такая же разбитая лесная дорога, что и раньше. Дорога спускается в среднее течение Молокановой щели и начинает спускаться по ней к морю вдоль русла Азмашаха. Вскоре замечаем, что справа по ходу движения выше по склону тянется капитальный забор зеленого цвета. Видим возле дороги на доске, прикрепленной к дереву, какое-то истрепанное ветром и дождями объявление. Останавливаемся, читаем: "ВНИМАНИЮ ОТДЫХАЮЩИХ с 30.06.2004г. Малаканова щель закрыта по санитарным показателям. Размещение в ней запрещено".

Объявление, согласно которому Молоканова щель "закрыта по санитарным показателям"

Связь этого объявления о запрете на размещение в щели по каким-то мифическим "санитарным показателям" с планами строительства была совершенно очевидна.

Выезжаем на пляж Молокановой щели.

Символ Молокановой щели

Он практически безлюден, отдыхающих совсем мало. Рядом с пляжем высятся живописные обрывы заросшего сосновым лесом мыса Идокопас.

Мыс Идокопас (вид с южной стороны)

Я второй раз приехал сюда. Первый раз я был здесь в 2001 году, когда мы помогали в организации "Каравана мира в помощь Черному морю". Тогда отдыхающих здесь было гораздо больше.

Поговорили с одной семьей отдыхающих. Они подтвердили, что, по словам геологов, которые тут работают, скоро начнется строительство дачи для Путина и что территорию закроют. Формально она вроде как и сейчас закрыта, но за этим особо не следят и пока что никого отсюда не гонят. С пляжа хорошо виден забор. Мы подошли. Забор – сплошной, очень мощный – из досок на металлическом каркасе и увенчан колючей проволокой. Перелезть невозможно. Но удивило не это, а надпись: "ДЕТСКИЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ КРУГЛОГОДИЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ФГУП ОК "ДАГОМЫС", лживость которой была очевидна на фоне венчавшей забор колючей проволоки и информации о том, что на самом деле здесь планируется строить.

Будущий "детский лагерь" надежно защищен колючей проволокой

Но приписка, что "лагерь" подчиняется ФГУП "Дагомыс" красноречиво свидетельствовала, что слухи о новой государственной резиденции вполне соответствовали действительности. Эта надпись доставила нам много "веселых" минут, полных сарказма. Идиотизм чиновников, догадавшихся повесить именно такую надпись, чтобы замаскировать подлинные планы, при том что "секрет полишинеля" о строительстве дачи именно для Путина был известен всем, не поддавался пониманию.

Мы решили посетить территорию будущей дачи. Вдвоем с Костей Кобяковым мы пошли вдоль забора, надеясь, что в нем все-таки будет проход. По пути нам еще несколько раз попадались юмористические таблички нежно заботящегося о детях Управления делам Президента РФ.

Кодовое название будущей дачи Путина

Но вскоре забор закончился. Он отгораживал территорию только со стороны моря и Молокановой щели. Лес в основном состоял из дуба и граба, но, пройдя по территории будущего "детского лагеря" в сторону моря чуть дальше, мы попали в величественный бор сосны пицундской.

Древний сосновый лес на месте будущей дачи
Мыс Идокопас - место массового произрастания краснокнижной сосны пицундской

Сосновый лес на северном склоне мыса

Он шел до самого обрыва, под которым синело изумительно прозрачное море.

Еще нетронутое море под мысом Идокопас

Вдоль обрыва вместо забора была натянута сетка.

Ограждение вокруг будущей дачи

Сосны достигали нескольких обхватов.

Вековые сосны принесены в жертву В.Путину

Природа в этом месте была просто волшебной.

Вне всякого сомнения, сосновый массив и приморские ландшафты мыса Идокопас в связи с особой ценностью должны были бы иметь статус памятника природы. Но вместо этого здесь решили создать еще одну резиденцию для высших чиновников нашей страны.

Несмотря на уверения местных, что "объект" охраняется, в лесу за забором мы никого не встретили. Но повсюду были следы изыскательских работ –  колышки, ямы, затески на деревьях, красная пластиковая лента с надписью "Не копать, кабель".

От места будущей резиденции уходила разметка под трассу будущей автомобильной дороги. При разметке этой трассы было вырублено и повреждено много деревьев, в том числе несколько деревьев сосны пицундской.

Уничтожение пицундских сосен началось уже на этапе разметки
Вырубка деревьев при разметке трассы дороги

Мы прошли по этой трассе. Она поднималась от плато над мысом Идокопас на хребет, шла дальше на запад по девственному лесу и выходила на существующую лесную дорогу. Чтобы построить эту дорогу, нужно было вырубить тысячи деревьев. На этом наше обследование территории будущей дачи Владимира Путина закончилось. Описания нашего отдыха и морских купаний в прозрачных водах под скалами Идокопаса я опущу, как не имеющие отношения к существу повествования.

С тех пор я больше не посещал Молоканову щель, и так получилось, что ни я, ни наша организация "Экологическая Вахта по Северному Кавказу" так и не начали серьезной борьбы с проектом путинской резиденции на Идокопасе. Кое-какие движения были, но не сравнимые с тем, как мы боролись с проектом подобной дачи (но уже, по слухам, для Президента Медведева) на Утрише или с элитным президентским горнолыжным комплексом "Лунная Поляна" и дорогой к нему. Почему так случилось, я не буду сейчас объяснять в деталях. Причин было много, и основная в том, что просто на это не хватило наших крайне скудных сил. Но если бы я мог вернуться сейчас в те дни июля 2005 года, зная то, что я знаю сейчас, то, безусловно, я бы лично поступил по-другому. И я бы постарался найти время и силы, чтобы не дать превратить волшебную природу Идокопаса в застроенную дворцами и засаженную привезенными декоративными деревьями царскую вотчину. И не только из природоохранных соображений. Подобные проекты – это ржавчина, разъедающая нашу страну – ее экономику, нравственность, законность. Если мы не хотим, чтобы она и дальше деградировала под воздействием коррупции, инициируемой на самом верху, у нас просто нет выбора, кроме как бороться с подобными "проектами", невзирая на должности и мощь государственной машины.

Экологическая Вахта создала на своем сайте раздел "Дача Путина" на мысе Идокопас", в котором мы собираем наиболее значимые публикации, а также документы, фото и видео материалы по коррупционному скандалу вокруг этой дачи и проблеме уничтожения природы на самом мысу, в Молокановой щели, а также в районе расположенного рядом "Маяка". Заходите, читайте, чтобы быть в курсе развития событий. Если у вас есть какие-либо еще материалы по этой теме - присылайте мне на адрес envwnc@gmail.com

• 1
Я там был, еще где-то в году 1991-92. Красота. Очень жаль, что такая красотища страдает из-за этих уродов. Им больше бы подошла Калыма. Впрочем, они и там все изгадят.
ПС: Молодцы, что стараетесь им хотя бы помешать.

Да, тогда был создан прцедент. Сейчас поражено всё побережье, лавинообразным образом.(
Пыталась позвонить, но у Вас телефон не берёт.
Вот посмотрите.
Надо всё же спасать Туапхат - то, что ещё можно спасти.

Кнопка Перепост!

Андрей, сделай кнопку перепост, думаю, много народу захочет это опубликовать у себя!

(Удалённый комментарий)

Re: Кнопка Перепост!

Андрей, а еще и поменяй настройки, чтобы комментировать могли только друзья, а то вот такого ... не оберешься:))

Уезжайте.

Ребята, это очень трогательно, что вы так любите свою страну, но дело в том, что эта страна - давным-давно уже не ваша. Это страна быдла, которому достаточно кафешек с музончиком на пляже грязной геленджикской лужи, а также лжеизбиранных этим быдлом воров, начиная с путина и заканчивая последним краснодарским верёвочником.
Уезжайте, пока молоды и полны сил. Потом будет поздно.

Re: Уезжайте.

куда уезжать? где нас ждут?..

да, жалко потерянное место. рада что ты дозрел до жж! Маша А.

Это просто ппц. Я туда лет 15 ездил исключительно с палаткой...
Последний раз был в 2010 году, по пропуску, извините фоток нет, сразу оговаривалось, что отличные от телефона камеры не брать.
Одного этого достаточно для посадки ввп, навсегда и с конфискацией!

Помню. Был там с родителями четырежды (`91,`93,`96,`2000).